разумность

  • 141Вкус (эстетический) — Вкус эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. В. представляет собой результат длительного исторического развития. В процессе общественной …

    Большая советская энциклопедия

  • 142Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …

    Большая советская энциклопедия

  • 143Локк Джон — Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, ≈ 28.10.1704, Отс), английский философ просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого… …

    Большая советская энциклопедия

  • 144Эвдемонизм — (от греч. eudaimonia счастье, блаженство)         античный принцип жизнепонимания, позднее в этике принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому Счастье («блаженство») является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой… …

    Большая советская энциклопедия

  • 145Вкус — I         ощущение, возникающее при действии растворов химических веществ на рецепторы вкусовых органов (См. Вкусовые органы), расположенных у млекопитающих и человека на языке и слизистой оболочке рта. Основные ощущения В. кислое, солёное,… …

    Большая советская энциклопедия

  • 146Локк — (Locke)         Джон (29.8.1632, Рингтон, 28.10.1704, Отс), английский философ просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого… …

    Большая советская энциклопедия

  • 147Берлаге — Антоний (Berlage) немецкий католический богослов, род. в 1805 г. в Мюнстере, изучал богословие в Тюбингене, Мюнстере и Бонне и потом был ординарным профессором богословия. Позднее занял кафедру догматики. Б. † в 1881 г. в Мюнстере. Первым… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 148Гартман Эдуард — (v. Hartmann) самый популярный из современных философов метафизического направления, род. в Берлине в 1842 г. Сын прусского генерала, Г., по окончании гимназического курса, поступил на военную службу. По отсутствию к ней призвания, а также по… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 149Деизм — термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте старшего). Теизм,… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 150Декларация — название международных договоров, отличающихся краткостью и простотой формы и потому весьма употребительных в новейшее время; это простое объявление правительств, что они пришли между собой к соглашению по данному предмету. Некоторые госуд.… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 151Демон — (δαίμων) βообще означает (в классич. литер.) деятеля, обладающего сверхчеловеческой силой, принадлежащего к невидимому миру и имеющего влияние на жизнь и судьбу людей; между δαίμων θ θεός οриблизительно такое же отношение, как между лат. numen и… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 152Дунс Скот — (Johannes Dunsius Scotus по прозванию Doctor subtilis, также Dr Marianus) последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения, род., по всей вероятности, в г …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 153Логос — (филос.). Греч. λόγος первоначально означает речь или слово со стороны как внешней формы, так и содержания речи, ее смысла или мысли, связывающей отдельные ее части. В философии λόγος первоначально означал рассуждение как в объективном, так и в… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 154Наказание — А. Общее понятие о Н.; субъект Н. Наказанием в самом общем смысле называется внешнее последствие, связываемое с нарушением запрета или приказа и составляющее для нарушителя чувствительное зло, принуждение, направленное против его воли. Под это… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 155Обычай — в обширном смысле всякая подробность или особенность жизни (кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая, постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке, преданию, и т. д.), большей… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 156Пантеизм — учение, отождествляющее в известном отношении Бога с миром; на это указывает само название, происходящее от греческого τό πάν все и ό θεός Бог. В основе этого учения находится проблема об отношении единства к множественности, бесконечного к… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 157Пифагор и пифагорейцы — П., сын Мнезарха, уроженец Самоса, процветал при тиране Поликрате (533 2 или 529 8 г.; Busolt, Gr. Gesch. , II, 233, 1) и основал общество в Кротоне, италийском городе, находившемся в тесных сношениях с Самосом. По словам Гераклита, он был ученее …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 158Религия* — Философы и богословы определяли Р. различно, выдвигая вперед ту или другую особенность отношений человека к тому высшему существу или тем высшим силам, которому или которым он поклоняется. Одни полагали сущность Р. в субъективной вере, другие в… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 159Свобода воли = С. выбора — (το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, liberum arbitrium) от времен Сократа и доселе спорный в филофии и богословии вопрос, который при объективной логической постановке сводится к общему вооросу об истинном отношении между индивидуальным существом и… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 160Смера — (Иван) вымышленный врач кн. Владимира, родом половец. Владимир, когда был еще язычником, а именно в 980 г., отправил его, будто бы, в Константинополь и далее, для исследования веры христианской. После долгого и трудного странствии С. достиг… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона